Очередная операция, которая, без сомнений, войдёт в историю отечественной онкоурологии, проведена в Национальном медицинском исследовательском центре хирургии имени А.В.Вишневского. Здесь выполнили экстракорпоральную резекцию единственной почки, поражённой раком с опухолевым тромбозом нижней полой вены.
В Центр поступил мужчина с диагнозом «рак почки», у которого ситуация осложнялась тем, что это его единственная почка: вторую он, будучи военнослужащим, потерял несколько лет назад в результате боевого ранения.
Опухоль поражала ровно половину почки и выходила в нижнюю полую вену, но при этом остались незатронутыми болезнью венозные магистрали, идущие от здоровой половины почки и достаточные для нормального функционирования органа. Это позволило хирургам Центра Вишневского пойти не по простому пути - удалить сразу всю почку и отправить пациента на длительный хронический гемодиализ, - а попытаться убрать только опухоль и тромб, при этом сохранив половину органа.
В составе операционной бригады работали ведущие специалисты Центра - сосудистый хирург доктор медицинских наук Андрей Евгеньевич Зотиков, онкоуролог доктор медицинских наук Александр Александрович Теплов, онкоуролог кандидат медицинских наук Александр Анатольевич Грицкевич.
Картина происходившего в операционной выглядела так: сначала хирурги извлекли больную почку из организма пациента, поместили её в специальный охлаждающий раствор, удалили половину органа, поражённую опухолью и одновременно извлекли опухолевый тромб из нижней полой вены, сохранив при этом почечную вену (что в принципе очень редко кому удаётся сделать). Затем предстоял не менее сложный этап - возвращение органа на место, когда необходимо восстановить все сосуды почки, вплоть до мельчайших, чтобы почка вновь начала кровоснабжаться и работать. Это, по словам самих специалистов, «высший пилотаж» сосудистой хирургии.
К радости и врачей, и пациента через несколько дней после операции оставшаяся половина почки «включилась». Огромную роль в этом сыграло правильное послеоперационное сопровождение пациента. По совам руководителя отдела анестезиологии-реаниматологии НМИЦХ им. А.В.Вишневского, доктора медицинских наук Георгия Павловича Плотникова, послеоперационное ведение больных после резекции единственной почки EX VIVO - сложный процесс. Ведь трудно прогнозировать, как скоро после такой большой травмы почка восстановится, и больной сможет выйти из состояния анурии. Процесс восстановления может ограничиваться 5-8 сутками, в течение которых необходим гемодиализ, а может растянуться на 4-5 недель.
В настоящее время уникальный пациент уже находится дома, его состояние удовлетворительное.
- Работа собственной почки в организме, даже если это всего лишь половина её, всегда лучше, чем «искусственная почка», то есть пожизненная зависимость человека от процедуры гемодиализа. Трансплантация донорского органа в таких случаях не всегда возможна. Наше решение пойти на операцию было продиктовано именно этими соображениями и желанием сделать для пациента максимум из возможного, - поясняет онкоуролог Александр Анатольевич Грицкевич.
За всю историю современной медицины в мире выполнено не более пятидесяти подобных операций. Из них успешно - ещё меньше.
- Как и в других странах, в России экстракорпоральные резекции единственной почки выполняются лишь в единицах медицинских центров, поскольку это операции, сопряжённые с большими техническими сложностями, а главное - невероятно трудоёмкие. Заниматься онкохирургией в таком варианте способны не просто очень высокопрофессиональные и смелые люди, но настоящие подвижники, к числу которых относятся мои коллеги, - говорит директор НМИЦ хирургии им. А.В.Вишневского, академик РАН Амиран Шотаевич Ревишвили.