«Испытания проходили в очном формате и предусматривали два этапа: иностранный язык (уровню подготовки по этому предмету у нас в Центре уделяется большое внимание) и специальность. По традиции мы предварительно проводим конкурс реферативных работ, и их презентация становится затем частью экзамена по специальности, - это позволяет оценить возможности наших соискателей с разных сторон», - говорит руководитель образовательного отдела Ирина Викторовна Шутихина.
Приемную комиссию возглавлял директор НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского, академик РАН Амиран Шотаевич Ревишвили, в ее состав вошли ведущие специалисты по всем направлениям деятельности Центра.
Обучение в аспирантуре ведется по специальностям «хирургия», «сердечно-сосудистая хирургия», «анестезиология и реаниматология», «лучевая диагностика, лучевая терапия».
«Экзамены - испытание не только для тех, кто поступает. Но и для нас, членов приемной комиссии, тоже. Очень важно сделать правильный, ответственный выбор, - говорит руководитель Отдела лучевых методов диагностики, д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН Григорий Григорьевич Кармазановский. - У нас это абсолютно демократичная процедура: директор Центра всегда подчеркивает, что мы вместе должны прийти к общему знаменателю и не сомневаться в своем решении. Поэтому мы тщательно «фильтруем» и «процеживаем», чтобы понять, кто на что способен. Приятно отметить, что молодые люди, которые прошли испытания до конца, показали себя интересными личностями: кто-то имеет преимущества в одном направлении, кто-то в другом, но общий уровень достаточно высокий.
Один из моментов, которому мы придаем большое значение, - стремление учиться именно в аспирантуре. Речь ведь идет не только о защите диссертации, но и о достаточно широком спектре деятельности, связанной с образовательной работой: аспиранты должны в том числе вести занятия у ординаторов, то есть по сути исполнять функцию младшего преподавательского состава. Поэтому мы оцениваем умение соискателя ярко представить научный материал, хорошо говорить, заинтересовать аудиторию, правильно и аргументированно ответить на вопросы. Конечно, аспиранту многому предстоит научиться, но навыками педагогической работы он должен обладать уже при поступлении.
Чего еще мы ждем от наших аспирантов? Мы исходим из простого принципа, что аспирант обязан уметь самостоятельно решать поставленную перед ним научную задачу. А научный руководитель должен именно руководить, направлять, подсказывать, но не делать работу за него (почему-то иногда подобный подход воспринимается как должное). Поэтому, анализируя результаты экзаменов, нам важно было понять, способен ли человек сам справиться с научной задачей, которая лежит в основе его будущей кандидатской диссертации?
Аспирант «на выходе» должен представлять собой многогранную личность: одновременно и высококлассный специалист-медик, и высококлассный научный сотрудник, и высококлассный преподаватель.
И в этой связи я всегда говорю своим аспирантам: вы живете в одном из мировых культурных центров и должны максимально использовать все возможности, которые он вам предоставляет, постоянно расширять свой кругозор. Знания лишними не бывают, - любые знания из другой области, другой сферы деятельности могут натолкнуть на нетривиальное решение вашей научной задачи. И потом, согласитесь, это же приятно - когда в вас видят человека всесторонне образованного, а не замкнутого в своей специальности».