Хирурги НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского сформировали пациентке новый пищевод, который стал уже третьим пищеводом в ее жизни. Такая операция понадобилась 18-летней девушке с болезнью искусственного пищевода.
Болезни искусственного пищевода – это патологические состояния, которые развиваются после эзофагопластики – хирургического вмешательства по созданию искусственного пищевода из собственного пластического материала пациента: желудка, толстой или тонкой кишки. Пациентов с осложнениями после эзофагопластики считают одними из самых сложных как в диагностическом, так и в лечебном плане. Как правило, единственным эффективным способом их лечения оказывается повторное реконструктивное вмешательство.
Поступившая в НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского пациентка в пятилетнем возрасте выпила бытовую щелочь и получила комбинированный ожог гортани, глотки, пищевода и желудка. Сформировалась протяженная рубцовая стриктура пищевода, по поводу которой в 2009 году детские хирурги выполнили пациентке шунтирующую пластику пищевода. Это вариант операции по созданию искусственного пищевода из фрагмента толстой кишки, который проводят за грудиной в обход собственного обожженного пищевода. Последний остается на своем месте в «выключенном» состоянии.
С течением времени образовались избыточные петли толстокишечного пищевода с нарушением его проходимости и скоплением в нем остатков пищи. Наблюдались многократные эпизоды желудочно-кишечного кровотечения из неустановленного источника. Кроме того, на входе в культю пищевода сформировалась резидуальная рубцовая стриктура, существенно затрудняющая глотание и требующая постоянного бужирования.
Девушка отставала в физическом развитии и на момент поступления в Центр при росте 150 см весила 38 кг. Из-за выраженной дисфагии полноценно питаться через рот она не могла.
Вопрос для хирургов прежде всего стоял в выборе объема резекционного этапа операции. Было понятно, что необходимо экстирпировать собственный обожженный «выключенный» пищевод и удалить дилатированный с избыточными петлями старый толстокишечный трансплантат. Но из-за резидуальной стриктуры входа в пищевод и рубцовой облитерации синусов глотки сформировать надежное проксимальное соустье нового искусственного пищевода (из желудка) было практически невозможно. Поэтому первым этапом была предпринята попытка эндоскопического бужирования стриктуры культи пищевода. Благодаря усилиям многопрофильной команды специалистов Центра сужение удалось эффективно расширить, после чего уже было принято окончательное решение об объеме реконструктивной операции:
− Специалисты по эндоскопической хирургии нам очень помогли. Выполненное ими успешное бужирование позволило сохранить короткую шейную культю собственного пищевода, а нам принять важное конструктивное решение. Раньше мы такую реконструкцию никогда не выполняли: решили удалить «выключенный» собственный пищевод, субтотально резецировать старый толстокишечный искусственный пищевод и заместить его новым трансплантатом в виде желудочной трубки – наиболее физиологичным пластическим материалом. Но при этом постараться оставить на месте проксимальный (шейный) сегмент интерпонированной толстой кишки, для обеспечения жизнеспособности которого было необходимо сохранить питающую ножку старого трансплантата на всем ее протяжении в брюшной полости и в средостении. Задуманный непростым дизайн операции удалось реализовать на практике. Вмешательство выполнили из двух последовательных этапов – сначала абдоминального, потом – торакального. В результате, пациентке сконструировали трехкомпонентный пищевод, в состав которого последовательно вошли культя собственного пищевода, короткий толстокишечный сегмент и изоперистальтическая желудочная трубка, – рассказывает заведующий отделением реконструктивной хирургии пищевода и желудка, д.м.н. Дмитрий Валерьевич Ручкин.
Таким образом, хирурги Центра частично удалили пациентке старый искусственный пищевод и сформировали новый, который, если считать её собственный пищевод, стал для девушки третьим. Сложная и уникальная операция прошла удачно.
Сейчас пациентка чувствует себя хорошо, полноценно питается через рот и готовится к выписке.
В НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского Минздрава России накоплен уникальный в мировом масштабе опыт первичной и повторной эзофагопластики. При этом в практике отделения реконструктивной хирургии пищевода и желудка Центра сохраняется приоритет больших по объёму одномоментных операций: после резекционного всегда выполняется пластический этап, то есть полное восстановление непрерывности пищеварительного тракта. Так, эзофагэктомия (удаление пищевода) традиционно выполняется в формате его субтотальной резекции с одномоментной пластикой пищевода.