Сегодня - Международный день медицинской сестры. Поздравляем всех наших медсестер с профессиональным праздником!

Сегодня - Международный день медицинской сестры. Поздравляем всех наших медсестер с профессиональным праздником!
Новости Центра - Сегодня - Международный день медицинской сестры. Поздравляем всех наших медсестер с профессиональным праздником!

Здоровье и жизнь пациентов - это не только успешно проведенная операция и правильно назначенное лечение. Это еще и помощь, которую оказывают пациентам медсестры. Конечно, результат здесь зависит от их знаний, опыта, владения технологиями, однако дело не только в профессиональных умениях и навыках. Неоценимую роль играет личный эмоциональный вклад. Любой пациент знает, как поддержка и улыбка медсестры способны поднять настроение и, значит, помочь сделать важный шаг на пути к выздоровлению.

Мы попросили сказать несколько слов о своей работе двух медицинских сестер НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского, каждая из которых отдала Центру несколько десятков лет. Когда читаешь эти интервью, понимаешь, почему медсестра - это не просто профессия. Особенно сегодня, когда обычный рабочий день и самоотверженный труд стали практически синонимами.

С праздником, дорогие! Здоровья, сил, терпения, удачи и радости, всего наилучшего вам и вашим близким. Берегите себя!

Искренне ваш, А.Ш. Ревишвили



Марина Владимировна Жедаева:
«Медсестра должна постоянно задавать себе вопрос - кто, если не ты?»

Марина Владимировна Жедаева пришла в Институт Вишневского в 1991 году, - по распределению после окончания училища при Академии медицинских наук CCCР.
Она начала работать в группе анестезиологии и реанимации Отдела ран и раневых инфекций, где работает и сегодня как старшая сестра отделения гнойной хирургии. С некоторых пор возглавила еще и всю сестринскую службу, став главной медицинской сестрой НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского. Сочетание, согласитесь, нелегкое. Однако пытливые и деятельные люди, которые всегда испытывают потребность расширять собственные границы и тягу к совершенствованию, иначе не могут. Особенно в медицине.



- В детстве я не то чтобы хотела стать именно медсестрой, но хотела быть медицинским работником, - играла в аптеку, лечила кукол. Хотя медиков в семье у нас нет, я первая. Я пошла в училище, чтобы потом было проще поступить в медицинский институт: в то время у выпускников училищ были определенные преимущества. Но, пока училась, правила эти отменили, и сдавать экзамены пришлось на общих основаниях. Я не добрала балл. А к следующему году уже так втянулась в работу, что не стала подавать документы.

- Реанимация и анестезиология - это осознанный выбор или так сложились обстоятельства?

- Абсолютно осознанный. Меня всегда тянуло к активной деятельности, и в профессии медсестры она у меня ассоциировалась именно с реанимацией и анестезиологией. Еще на первом курсе училища я пошла работать санитаркой в реанимационное отделение одного из крупных институтов. Так что свои первые шаги в реанимации сделала уже тогда.

- Значит, вы из тех счастливых людей, что безошибочно выбрали свое дело уже в юности?

- В какой-то момент были попытки кардинально все изменить. «Сидело» сомнение внутри - менять, не менять, но уверенности не было… Стремление к знаниям тянуло в институт, при этом мне казалось, что в медицинский идти уже поздно. Поступила в экономический, окончила его и даже побывала на нескольких собеседованиях в поисках новой специальности, новой себя...

- И как же все решилось?

- Я работала в анестезиологии отделения ран и раневых инфекций и параллельно выполняла там функции заместителя старшей сестры. Она ушла на пенсию, и заведующий настоятельно попросил меня остаться, занять ее должность. Но дело не в только в этом. Тогда много всего совпало, разные факторы сыграли свою роль. Можно сказать, меня волею судеб вернуло обратно, я успокоилась и поняла, что иначе и быть не могло. И сегодня очень рада, что все вышло именно так. Мое место здесь.

- Что самое трудное в работе главной медсестры?

- Я думаю - создать, организовать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии механизм взаимодействия между правовой базой, работой персонала, пациентами и их родственниками. Вот это, пожалуй, и есть самое главное и самое трудное - не нарушить все эти тонкие связи.

- Связи действительно тонкие...

- Да, нюансов много. Скажем, пациенту должна быть оказана качественная помощь, при этом персонал не должен испытывать физических и эмоциональных перегрузок, и все правовые нормы должны быть соблюдены.

Еще момент: мы, люди, устроены так, что всякие нововведения часто вызывают сопротивление, протест - возможно, это отголоски какого-то природного защитного механизма. Это тоже важно учитывать.

Иными словами, необходимо продумывать и реализовывать такую систему, чтобы все чувствовали себя комфортно. Это непросто.

- Что самое интересное в работе главной медсестры?

- Конечно, взаимодействие с людьми. Нужно контактировать с ними так, чтобы они понимали тебя, хотели и могли с тобой работать.

Приходится предъявлять высокие требования к себе как к личности: ты должна быть гармоничной и спокойной, в то же время настойчивой, решительной и уверенной, но не надменной, проявлять человеческое участие...

- У вас получается?

- У нас отличная команда медсестер, - без нее не получилось бы ничего. Есть также совет сестер - это моя правая рука, правая нога, голова, все что хотите… Например, если появляются новые веяния в нашей специальности, мы их обсуждаем, пытаемся внедрить вместе. Такая общность в коллективе помогает справляться с самыми трудными задачами.

Я вообще патриот нашего института. Я люблю его, прежде всего, за академичность. Считаю, у нас самое академическое медицинское учреждение, и это прослеживается во всем, в том числе в отношениях между персоналом разных звеньев.

Конечно, нам очень повезло с директором. Амиран Шотаевич задает серьезную планку: наш Центр - ведущий в стране, лицо высокой хирургии. Мы стараемся эту планку держать.

- Что вы сказали бы студенткам медучилищ, которые хотят стать медицинскими сестрами?

- Сказать можно многое, но я постараюсь выделить основное, на мой взгляд. Прежде всего следует научиться учиться, потому что учиться нужно будет всю жизнь, без этого никак. И еще тебе придется постоянно задавать себе вопрос: кто, если не ты?

Важно уметь слушать людей, слышать и понимать их.

И главное, отдавать себе отчет в том, что наша профессия - это не профессия, это жизнь. Возможно, для кого-то это звучит патетично, но на самом деле так оно и есть. И, если ты не можешь жить в этой профессии, лучше ее поменять.



Елена Олеговна Васильева:
«Надо просто любить эту профессию…»

Елена Олеговна Васильева, старшая операционная медицинская сестра операционного блока, в НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского уже почти 40 лет.
Наверное, нет таких тонкостей в работе операционной сестры, которые были бы ей неизвестны. Она помогала на операциях именитым хирургам - В.Д. Федорову, А.В. Покровскому, А.А. Вишневскому-младшему, В.А. Помелову, А.А. Адамяну, В.А. Кубышкину, В.А. Вишневскому и многим другим. Сегодня в задачи Елены Олеговны входит, в первую очередь, обеспечение бесперебойной жизнедеятельности всего операционного блока - большого, сложного и крайне важного структурного подразделения, которое, по ее словам, стало для нее родным домом.



- Вы всегда хотели быть именно операционной сестрой?

- Да, мне всегда нравилась хирургия, и я хотела быть именно операционной сестрой. Для меня работа в операционной - это высшее достижение сестринского дела. Здесь понимаешь, что вносишь свой зримый вклад в лечение больного. Когда операция заканчивается и позже, когда пациент уже выписывается, чувствуешь себя полноценным членом команды, которая спасла человека. Это очень приятное чувство.

- Есть в вашей профессии что-то, что вы считаете особенно важным?

- Работа операционной медсестры очень нелегкая. И не только из-за того, что она тяжела физически, но еще из-за огромной ответственности. Ты должна знать анатомию, суть вмешательства, ход операции и многое другое. Я всегда готовилась, изучала диагноз, обсуждала с хирургами принципиальные моменты. Я должна была быть уверенной в том, что понимаю, какую проблему обсуждают хирурги, как оценивают ситуацию, что имеют в виду.

Конечно, операционные сестры наряду с хирургами совершенствуют свои знания и умения. Мы постоянно учимся и повышаем свою квалификацию. Работа с новым оборудованием и инструментарием накладывает дополнительные требования.

- Вам приходилось оперировать с разными хирургами. Наверное, это интересно - сравнивать?

- Да, я не сторонница «одного хирурга», - мне кажется, в этом случае работа может дойти до автоматизма. Мне всегда было интересно оперировать с разными хирургами - у каждого своя манера, своя техника, свои подходы. Ты наблюдаешь за этим, «впитываешь»… И это тоже развивает тебя и профессионально, и как личность.

- У вас есть любимые хирурги?

- У каждой сестры есть любимый хирург. Но пусть это останется моей тайной. Мне нравится наблюдать, как из вчерашних студентов, молодых врачей постепенно формируются профессионалы высокого уровня. Все неудачи принимаешь близко к сердцу, но зато как же радуешься хорошо проведенной операции! Тема преемственности школы Центра Вишневского очень близка мне.

- А любимые операции?

- С приходом Амирана Шотаевича Ревишвили кардиохирургия в нашем Центре обрела второе дыхание. Я очень благодарна нашему директору за то, что исконно наши, «старые» хирургические направления не только не угасли, но и во многом прогрессировали.

Все операции интересные, но я - поклонница (если можно так сказать) абдоминальной хирургии. Почему? Объяснить непросто... Для меня она самая захватывающая и в чем-то не всегда предсказуемая...

- У хирургов за последние 20 лет появилось много нового оборудования, которое облегчает их работу, делает более эффективной. Изменилась ли работа операционной сестры?

- Конечно. Она тоже стала высокотехнологичной. Много аппаратуры, новое оборудование, новые инструменты, - операционная сестра высокой квалификации все это должна знать: для чего нужен прибор, как работает, как включать, как выключать, как обеспечить безопасность пациента. Поэтому повторю - учиться нужно постоянно.

- Говорят, вы очень строгая...

- Да, я строгая. Есть определенные каноны, которым надо следовать. Существуют жесткие правила и требования, которые должны выполняться, чтобы, в первую очередь, не пострадал пациент. Я считаю, что здесь не должно быть игры в демократию - «хочу, не хочу», «буду, не буду»...

- Ординаторы вас побаиваются? А может быть, некоторые «взрослые» хирурги тоже?

- Это у них надо спросить.

- Что вы сказали бы студенткам медицинских училищ, которые хотят стать операционными сестрами?

- Надо понять для себя несколько важных вещей. Работа медсестры в любом отделении клиники невозможна без любви, милосердия и сострадания, а в случае операционной сестры требует еще и самопожертвования. Может произойти все, что угодно: в любой момент могут вызвать, операция затянется или пойдет не по плану... Не у всех это получается, не все выдерживают. Но уж если втягиваются, то жить не могут без своей профессии. Например, в нашем отделении есть два ветерана - Марина Алексеевна Кулакова и Анна Владимировна Огай. Они до сих пор работают операционными сестрами! Сегодня, находясь из-за пандемии в изоляции по возрасту (им обеим за 60), рвутся в операционную. Дождаться не могут, когда Центр возобновит работу в плановом режиме.

Надо просто любить нашу профессию, повышать ее авторитет и престиж, и тогда все будет хорошо, несмотря на трудности. Я ее люблю.