Аттестацию проходили, как обычно, ординаторы первого и второго курсов, но на этот раз выпускникам уделялось особенно пристальное внимание. Одна из основных задач, которую ставила перед собой комиссия, заключалась не только в том, чтобы проверить их знания, умения и навыки. Принципиальный момент состоял еще и в следующем: в этом году выпускники ординатуры по всем специальностям впервые сдают не сертификационный экзамен, - им предстоит первичная специализированная аккредитация на допуск к медицинской деятельности, которая проходит в форме структурированного трехэтапного экзамена (тестирование, демонстрация практических навыков, решение ситуационных задач). Поэтому было крайне важно оценить подготовку каждого, чтобы в оставшиеся до аккредитации несколько месяцев выпускники, их профессора и наставники могли приложить максимум усилий и добиться именно таких результатов, на которые все рассчитывают.
Аттестация была организована в симуляционном центре, где выпускники на симуляторах и муляжах могли показать, чему они научились в ординатуре. Испытание шло с применением интерактивных форм: если к ответам на вопросы экзаменационных билетов все имели возможность подготовиться заранее, то содержание ситуационных задач, схем выполнения хирургических вмешательств, рентгенограмм, электрокардиограмм и пр. выяснялось непосредственно во время экзамена и требовало практически моментальных ответов.
Например, предлагалась ургентная ситуация (кровотечение, нестерпимая боль у пациента), - необходимо было четко и как можно скорее выработать алгоритм действий. Если ситуационная задача вызывала сложности, и врач-ординатор не мог определить, какие меры требуется принять, в этом случае главное было - не медлить. Следовало признать: я не знаю, как нужно действовать, поэтому должен срочно обратиться к опытным коллегам или заведующему отделению. Такой ответ засчитывался как верный, поскольку было принято правильное тактическое решение, которое в реальной жизни способно спасти жизнь больного.
“Хирургу часто приходится принимать молниеносные решения. Но мы бьемся за то, чтобы не только хирург, но врач любой специальности мог описать, скажем, ЭКГ. Не как кардиолог, конечно, но он должен видеть изменения, - объясняет руководитель образовательного отдела Ирина Викторовна Шутихина. - Также любой врач, взглянув на рентгеновский снимок с патологией, должен понять - проблема! Эти моменты даже не обсуждаются: есть вещи, которые нужно знать всем”.
Самое сложное, по наблюдению членов комиссии, над чем придется поработать ординаторам, это вопросы коммуникации. Врач должен мастерски владеть навыками общения с пациентом, ясно и доступно для его понимания выражать свои мысли, а также уметь решать вопросы коллегиально.
“Если вернуться к вопросам аккредитации, то нынешним выпускникам будет нелегко в том смысле, что она проводится впервые. Они попадают в переходный период, а это всегда непростой этап. Преподавателям, профессорам и наставникам тоже предстоит много понять в этой связи, поэтому первая аккредитация станет экзаменом и для нас тоже, - говорит Ирина Викторовна Шутихина. - Но если человек, что называется, умеет, знает и владеет, если он уверен в себе, никакой переходный период ему не страшен”.