Новые регионы – об организации хирургической помощи и не только

Новые регионы – об организации хирургической помощи и не только

Сотрудники НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского Минздрава России побывали в рабочей командировке в трех новых регионах – Луганской Народной Республике, Донецкой Народной Республике и Запорожской области. Они посетили ряд больниц и поликлиник, обсудили вопросы организации медицинской помощи по профилю «хирургия» с руководителями медицинских организаций, главными хирургами новых регионов и представителями региональных минздравов. Об итогах поездки и планах по дальнейшему взаимодействию с коллегами из новых регионов рассказал заместитель директора по организационно-методической работе Владимир Евгеньевич Оловянный.

Владимир Евгеньевич, расскажите, с какими целями и задачами ездили в командировку?

− В новые регионы России: республики Донбасса, Запорожскую и Херсонскую области выезжают представители многих регионов страны в основном для оказания помощи в лечебной работе. Сотрудники Центра также не раз бывали в этих регионах с целью оказания практической помощи коллегам. Наша недавняя поездка с заведующим отделением гнойной хирургией Александром Александровичем Ушаковым была связана с вопросами организационно-методической поддержки. Такая работа с регионами страны на протяжении последних четырех лет является одной из основных задач в рамках реализации федерального проекта «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрения инновационных медицинских технологий». Такую же задачу поставило Министерство здравоохранения РФ перед всеми центрами, включенными в данный проект, и по отношению к новым территориям. И мы не первые отправились с такой задачей в новые регионы. Нас интересовала, прежде всего, организационная структура хирургической помощи, материально-техническая база хирургических отделений, возможности получения телемедицинских консультаций специалистов федеральных центров, налаживание профессиональных связей с главными хирургами новых регионов. Без посещения хирургических отделений, непосредственного общения с руководителями хирургических служб и врачами-хирургами сложно объективно оценить возможности хирургической помощи и выявить наиболее значимые проблемные темы, требующие первоочередного решения.

Как выстраивали работу в поездке? В каких медицинских учреждениях побывали?

– В отличие от наших обычных поездок, когда мы заблаговременно имеем все статистические показатели не только по региону, но и по отдельным медицинским организациям, и на основании этого строим план работы, таких данных по новым регионам мы не имели. Поэтому помимо ведущих региональных клиник Луганска, Донецка и Запорожской области, для получения более полной информации мы старались побывать в небольших районных и городских больницах. В них, в отличие от ведущих республиканских клиник, мы и видели основные проблемы в организации хирургической помощи – кадровый дефицит, недостаток оборудования и расходных материалов. В частности, в ЛНР мы посетили две городские больницы, которые оказывают экстренную помощь жителям Луганска.

Побывали в городских больницах Свердловска и Краснодона, в которых предоставляют хирургическую помощь и жителям близлежащих районов.

Хватает ли специалистов на местах или есть дефицит?

– Да, есть недостаток во врачебных и сестринских кадрах. Однако сейчас дефицит кадров компенсируется приезжающими специалистами из регионов России. Так, в Луганской республиканской больнице сейчас работает большая группа врачей из Москвы, поэтому ощутимого кадрового недостатка нет. Работа там действительно очень напряженная. Особенно это касается оказания помощи пациентам с различными, нередко тяжелыми ранениями. В городских и районных больницах есть дефицит кадров, но и там помогают специалисты из многих регионов страны. Например, в Краснодоне работают хирурги и анестезиологи из Тюмени, в Свердловске – из Красноярска, в Донецке – из Москвы, в Мелитополе – из Уфы и Новосибирска. В Луганске мы встретили коллег из Владивостока. Врачи приезжают работать вахтовым методом на разные сроки – от двух недель до двух месяцев.

Практически над каждой больницей, каждым районом, где мы побывали, шефствуют регионы страны. Видели много примеров помощи в ремонте и оснащении больниц Донбасса, ремонте дорог. Впечатлила помощь Тюменской области городской больнице и городу Краснодону. Проводится капитальный ремонт здания больницы и планируется ее оснащение всем необходимым оборудованием. Не остаются без внимания и исторические памятки, мемориалы. Тюменская область, в частности, помогла в обновлении и обустройстве мемориального комплекса «Непокорённые», посвященного молодогвардейцам.

— Всего на территориях Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонских областей работают более 450 медицинских организаций, на 132 объектах идут восстановительные работы, — сказал Михаил Мурашко на Правительственном часе в Госдуме 23 ноября.

Также министр здравоохранения РФ отметил, что во всех этих организациях работают более 78 тысяч медицинских работников, при этом «оказывается кадровое усиление».

— Для организации методической поддержки всех этих организаций мы закрепили курацию федеральных центров, и каждый специалист и руководитель выезжает в этот регион, — подчеркнул министр.

Как ведется подготовка будущих специалистов в новых регионах и ведется ли?

– С подготовкой кадров есть некоторые проблемы. Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки работает в обычном режиме. Мы посетили несколько хирургических кафедр, видели, как проводятся занятия со студентами университета и медицинского колледжа. Все идет в привычном режиме, работают опытные преподаватели, которые участвуют и в лечебной работе клиник. В Донецком национальном медицинском университете имени М. Горького из-за сложной обстановки, связанной с постоянными обстрелами ВСУ города, ситуация иная. Все занятия проводятся дистанционно. Конечно, это усложняет обучение будущих специалистов, потому что все-таки подготовка врачей должна проходить в клиниках, у постели больного. Но надеемся, что в ближайшее время ситуация нормализуется.

Каков уровень оснащения в медицинских учреждениях новых регионов?

– По оснащению Луганской республиканской больницы и Республиканской больницы в Донецке уровень соответствует крупным республиканским, областным больницам регионов России. Все необходимое оборудование – диагностическое и лечебное есть. Все операции, которые выполняются у нас в крупных больницах третьего уровня, делаются и в этих клиниках, используются те же технологии. И подходы в диагностике и лечении пациентов у нас единые. Все мы вышли из российской и советской хирургической школы. Как напоминание об этом, во многих больницах Донбасса мы встречали портреты выдающихся отечественных хирургов Н.И. Пирогова, С.С. Юдина.

В ДНР с представителями регионального минздрава мы посетили больницы в Енакиево и Макеевке. Это промышленные шахтерские и металлургические районы Донбасса. Оснащение хирургических отделений значительно уступает ведущим клиникам региона. Эндоскопическая техника, аппараты для ультразвуковой диагностики там не обновлялись с середины 90-х годов прошлого века. Не хватает лекарств, расходных материалов, инструментов. Пациенты вынуждены многое приобретать в аптеках самостоятельно.

Последние годы действительно больницы этих республик испытывали большие проблемы с оснащением современным оборудованием, расходными материалами. Коллеги отмечали, что постепенно ситуация улучшается, стали получать новую технику, в частности в ряд больниц поставлены цифровые рентгеновские аппараты. К сожалению, пока этого недостаточно, особенно эндоскопического оборудования. Оно устаревшее, с минимальным объемом расходных материалов. Например, Донецкая городская больница №16 многие годы является городским центром по лечению желудочно-кишечных кровотечений. Её сотрудники имеют большой опыт и значительные успехи в лечении этой сложной категории пациентов. Но устаревшее оборудование, дефицит эндоскопических инструментов и расходных материалов достигнутые успехи нивелируют.

Чуть лучше ситуация по оснащению в городских больницах Мелитополя и Бердянска в Запорожской области. Однако многие хирургические и эндоскопические технологии по причине отсутствия необходимого опыта у врачей и дефицита оборудования для пациентов там недоступны.

Расскажите об основных итогах поездки? Что уже удалось сделать, что планируется?

– Помимо того, что мы наладили достаточно тесные контакты с главными хирургами, с руководителями хирургических отделений больниц, мы предложили коллегам подключить все хирургические стационары к единой информационной системе, которую ведет главный хирург Минздрава России, академик РАН Амиран Шотаевич Ревишвили и его сотрудники. Это позволит получать и главным хирургам новых регионов и нам показатели для оценки хирургической помощи уже со следующего года. Конечно, это не только статистические данные, но и возможность более тесного общения с коллегами, потому что любая отчетность предполагает и анализ, и обсуждение. Коллеги с энтузиазмом восприняли это предложение, потому что наша электронная система позволяет более оперативно собирать всю отчетную информацию. И, конечно, хирурги новых регионов должны почувствовать, что мы с ними единое профессиональное сообщество, работающее по единым нормативным документам, единым клиническим рекомендациям. Думаю, что в этом плане мы им поможем, и данные о работе хирургов новых регионах будут размещены в Информационно-аналитическом сборнике, который мы ежегодно выпускаем. Наверное, хирургическому сообществу будет интересно знать, как работают хирурги в новых регионах страны. Хотя должен сказать, что при анализе отчетных данных за предыдущие годы, которые нам предоставили коллеги, по применению современных технологий, по уровню летальности при острых хирургических заболеваниях показатели не уступают среднероссийским значениям, несмотря на все сложности работы хирургов в новых регионах.

Вторая задача – познакомить коллег с действующими в нашей стране клиническими рекомендациями по диагностике и лечению основных хирургических заболеваний.

Важная задача – наладить взаимодействие новых регионов с территориями, которые близко к ним расположены. Контакты с главными хирургами этих территорий нами были предоставлены. Более того, после нашего возвращения из поездки главный хирург Минздрава России А.Ш. Ревишвили провел рабочее совещание с главными хирургами территорий, которые граничат с новыми регионами. Обсуждены вопросы маршрутизации пациентов при отсутствии возможности проведения той или иной операции в больницах Донбасса и Запорожья.

Дополнительно обсуждена возможность телемедицинских консультаций специалистов нашего Центра и госпитализации пациентов к нам.

Пока сложно дать рекомендации по организации хирургической помощи в целом на уровне этих регионов, включая маршрутизацию пациентов с тем или иным заболеванием. Коллеги эти вопросы решают успешно сами. В будущем при повторных поездках и этот вопрос будет обсуждаться. Пока лишь сделаны первые шаги по налаживанию взаимодействия.