Специалисты торакального отделения Института хирургии им. А.В. Вишневского успешно выполнили операцию пациенту с рецидивирующей боковой кистой шеи. Размер новообразования удивил даже опытных хирургов: киста достигала 8 сантиметров в длину и четырёх сантиметров в окружности и занимала пространство от угла нижней челюсти до щитовидной железы.
Пациент Н. (возраст - 31 год) был направлен на лечение в Институт им. Вишневского из другого медицинского учреждения. Там врачи уже дважды оперировали этого больного, однако киста быстро рецидивировала. Со времени второй операции прошло около года, и за это время новообразование не просто вновь появилось, но и достигло внушительных размеров.
Боковая (срединная) киста шеи - относительно редкое заболевание, на долю которого приходится 0,02% среди всех кистозных и опухолевых новообразований шеи. Большинство исследователей связывают происхождение боковой кисты шеи с нарушением эмбрионального развития, которое проявляется в неполной облитерации так называемых «жаберных карманов». Киста может появиться в раннем детстве и не давать о себе знать, но с возрастом начинает расти и становится визуально заметной. Основная причина, по которой человек обращается к врачу - косметический дефект, иного дискомфорта киста может не причинять. Однако существует опасность, что, увеличиваясь в размерах, киста начнёт создавать трудности при глотании, сдавливать дыхательные пути, а самое главное – любое кистозное образование имеет вероятность нагноения. Боковая киста шеи - хирургическое заболевание, и кроме операции других способов лечения не существует.
В России много стационаров, где оперируют пациентов с боковой кистой шеи. Однако в Институт хирургии им. А.В. Вишневского чаще всего попадают больные с рецидивными опухолями, когда на предыдущих этапах лечения уже были попытки удалить новообразование. Рассказывает старший научный сотрудник отделения торакальной хирургии, кандидат медицинских наук Юрий Есаков:
- Как и большинство подразделений Института, отделение торакальной хирургии имеет дело не только со стандартными клиническими ситуациями, но зачастую с задачами особой сложности. Данный случай - яркий тому пример. Пациент был дважды оперирован в одном из регионов страны, и дважды у него возникал рецидив заболевания, что в определённом проценте случаев при кистозных новообразованиях возможно. Причиной такой ситуации может быть как нерадикально выполненная первичная операция, так и индивидуальные анатомические особенности пациента. Более того, чем чаще мы оперируем рецидивные опухоли, тем выше вероятность нового рецидива заболевания в связи с выраженными рубцовыми сращениями в зоне операции и сложностью дифференцировки капсулы кисты от окружающих тканей. Поэтому, как правило, повторные вмешательства по поводу рецидива кисты оказываются технически более сложными и длительными.
В данном случае операция продолжалась почти 4 часа, это значительно дольше, чем в стандартных ситуациях. У пациента вокруг кисты были выраженные рубцовые изменения тканей, сформировавшиеся после предыдущих операций. Чтобы выделить капсулу и, не повредив, удалить её, хирургам Максиму Макову и Юрию Есакову приходилось работать с предельной осторожностью. Было очень важно при выделении капсулы кисты из окружающих тканей сохранить нервные волокна, отвечающие за иннервацию нижней части лица и носогубного треугольника, а также артерии, которые кровоснабжают язык, лицо и щитовидную железу. Повреждение нервных волокон могло привести к парезу и даже параличу нижней части лица, а повреждение сосудов - к массивному кровотечению.
Опыт хирургов и слаженная работа всей операционной бригады позволили выполнить это вмешательство с отличным результатом. Уже через час после операции Н. улыбался и общался с врачами, а через два часа ходил и самостоятельно питался. Пациент был выписан из стационара, только когда хирурги оказались абсолютно уверены, что никаких осложнений после столь непростой операции не возникло.