Эта история пациентки со злокачественной опухолью молочной железы показывает, насколько важно относиться к каждому клиническому случаю не как к рутинному из серии «уже много раз было». И думать про конкретного пациента, учитывать мельчайшие нюансы, не забывать про интуицию и искать оптимальное решение, даже если ситуация, казалось бы, не подразумевает никаких вариантов. >
Как развивались события
Пациентка обратилась к маммологам НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского с уже подтвержденным диагнозом «рак левой молочной железы». В процессе консультации выяснилось, что в 2002 году пациентка уже проходила лечение по поводу рака правой молочной железы. В другом лечебном учреждении пациентке провели рентгенографию грудной клетки и УЗИ брюшной полости. Однако для получения более полной картины и определения оптимальной тактики лечения в Центре ей были назначены КТ грудной клетки, брюшной полости и ряд других исследований.
КТ грудной клетки выявила очаг в правом легком, по всем характеристикам схожий с единичным метастазом. Выполнить биопсию не представлялось возможным из-за расположения образования и его малого размера.
Для прояснения ситуации было проведено ПЭТ-исследование, однако и оно не ответило на вопрос, что именно представляет собой этот очаг.
Особенности ситуации
Ситуация складывалась непростая. Если это метастаз, то оперировать молочную железу нельзя, надо отправлять пациентку на химиотерапию и уже после анализа результатов планировать дальнейшие действия. Если это образование в легком, операцию на молочной железе проводить можно, а с легким следует разбираться после этого.
Обычно при выявлении висцеральных метастазов (в легком, печени, головном мозге и т.д.) пациент не является операбельным. Ему назначают химиотерапию (если опухоль не чувствительна к ней, то гормонотерапию).
Здесь, казалось бы, все говорило именно об этом: пациентка неоперабельна. И все же маммологи нашли решение, для обсуждения которого собрался консилиум.
Как принималось решение
На консилиум были приглашены торакальные хирурги, поскольку главным вопросом была верификация очага в легком. Маммологи предложили выполнить две операции в одной, и после анализа всех деталей этот вариант приняли.
План был следующим: очаг в легком удалить торакоскопически (через проколы), а биоматериал отправить на срочное гистологическое исследование. Если его результаты окажутся благоприятными, можно будет продолжить хирургическое вмешательство, и удалить опухоль молочной железы, уже зная, что метастазов она не дала.
Так и было сделано. К счастью для всех, образование в легком оказалось доброкачественным, и хирурги спокойно приступили к операции на молочной железе, которая прошла благополучно.
Комментарий хирурга
Наталья Юрьевна Германович, кандидат медицинских наук, маммолог-онколог, хирург хирургического торакального отделения НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского
Эта история прекрасно показывает, как в условиях многопрофильного центра с мультидисциплинарной командой реализуются сложные решения и вмешательства.Конечно, при соблюдении наиважнейшего принципа: к каждому пациенту необходимо подходить индивидуально.
В случаях, подобных этому, пациенты даже не понимают, что именно для них было сделано, поскольку выключены из цепочки наших терзаний.
Так и с нашей пациенткой. Она обратилась в авторитетный медицинский Центр, ей помогли, теперь все хорошо. И она не подозревает, что благодаря врачебной «неугомонности» ей удалось обойтись, что называется, малой кровью и избежать агрессивного лечения.
Не знаю даже, кто больше радовался, когда ситуация разрешилась благополучно, − пациентка или мы, погруженные во все непростые нюансы этого клинического случая. Но это на самом деле и неважно. Главное, все получилось.
Операционная бригада
- Хирурги - Н.Ю. Германович, М.Ю. Пикунов
- Ассистент - Т.А. Щеголькова
- Операционная сестра - О.А. Светлова
- Анестезиолог - Т.Н. Хлань
- Анестезист - И.Б. Шогенова