Нормальный диаметр аорты - 2 см, и ее расширение (аневризма) до 5 см и более считается основанием бить тревогу. Чем больше диаметр аневризмы, тем тоньше стенки аорты и выше риск ее разрыва. Гигантские аневризмы встречаются довольно редко и требуют незамедлительного хирургического лечения.
Пациент, диагноз
Пациент, 57 лет. Диагноз: гигантская аневризма брюшной аорты (11 см), ишемическая болезнь сердца, поражение ветви тупого края 80%, стеноз правой коронарной артерии 60%, длительно персистирующая форма фибрилляции предсердий, сахарный диабет II типа.
Суть вмешательства
Выполнена резекция аневризмы брюшной аорты с аортобиподвздошным протезированием, использовался протез экофлон, основная бранша диаметром 22 мм.
Риски и особенности ситуации
Риск разрыва гигантской аневризмы достигает 80% (если это происходит, спасти человека практически невозможно). Наличие такого диагноза - основание для незамедлительного хирургического вмешательства.
Помимо всего прочего, у пациента наблюдалось сужение сосудов сердца, которое могло привести к инфаркту во время операции или в ближайшее время после нее.
Как развивались события
Пациент поступил в отделение кардиохирургии НМИЦ им. А.В. Вишневского по поводу ишемической болезни сердца. Аневризма брюшной аорты была обнаружена в процессе обследования, после чего пациента перевели в отделение сосудистой хирургии.
Имея гигантскую аневризму, человек обычно ощущает пульсацию и боли в области живота (присоединяются и боли в спине), но может не обращать на них особого внимания, пока врач не задаст ему вопрос на эту тему. Однако такое состояние - еще один аргумент в пользу срочной операции, поскольку речь идет уже о симптомной аневризме, и отмечаются признаки ее предстоящего разрыва.
Как принималось решение
Был проведен ряд совещаний и консилиумов, в которых участвовала сердечная бригада - сосудистые хирурги, кардиохирурги, рентгенэндоваскулярные хирурги, анестезиологи, кардиологи.
Важно было определиться с последовательностью действий: что сначала - оперировать аневризму или проводить кардиологические мероприятия (реваскуляризацию миокарда)? Тяжелое заболевание сердца у пациента могло спровоцировать инфаркт даже без операции - на ровном месте или при любой нагрузке. В то же время кардиологическое лечение подразумевает прием дезагрегантов, которые резко увеличивают вероятность кровотечения во время операции.
Было принято решение, которые все сочли наиболее взвешенным: сначала будет сделана резекция аневризмы. В итоге операция была проведена, а через 2 недели после нее выполнено стентирование ветви тупого края огибающей артерии. Через 3 дня после стентирования пациент выписан в хорошем состоянии.
Почему была выбрана открытая операция, а не эндопротезирование
Хирургическое лечение аневризмы подразумевает ее устранение и установку протеза в ходе открытой операции или малотравматичное вмешательство (эндопротезирование). Однако, чтобы с помощью эндопротеза, введенного внутрь расширения, добиться нужного результата, требуются определенные анатомические условия. Точнее, определенное расположение аневризмы по отношению к окружающим сосудам. У этого пациента не было возможности выполнить стандартное эндопротезирование, поскольку возникал риск перекрыть сосуды, питающие почки.
Есть нестандартные, более сложные варианты малотравматичных операций, но они также не представлялись оправданными. Одна из причин заключалась в том, что для защиты почек здесь тоже понадобились бы эндопротезы: в результате получился бы своеобразный “сэндвич” (методика параллельных графтов), который не гарантировал бы выключения аневризмы из кровообращения, так что цель не была бы достигнута. Кроме того, чем нестандартнее вмешательство, тем выше риск осложнений в отдаленном периоде.
С учетом совокупности всех факторов было принято решение о проведении открытой операции.
Тонкости анестезиологии
Сосудистая анестезиология считается одной из самых сложных. А в данном случае переоценить роль анестезиологов просто невозможно. Поражение сосудов сердца и гигантский размер аневризмы, особенности операции (происходит пережатие аорты и, как следствие, резко возрастает нагрузка на сердце), - подготовить пациента к такому вмешательству и не допустить никаких нарушений сердечной деятельности, - это работа высшей квалификации, практически искусство.
Комментарий хирурга
Александр Феликсович Харазов, отделение сосудистой хирургии (зав. отд. - академик РАН, профессор А.В. Покровский):
“У нашего пациента было тяжелое заболевание сердца, и он мог получить инфаркт даже без операции - на ровном месте, что называется, или при минимальной нагрузке. Но и не оперировать его было нельзя, так как аневризмы такого размера рвутся в 60-80% случаев в течение года. Все это говорит об искусстве врачей, которые проводили анестезию, и не позволили развиться тяжелым и фатальным сердечным осложнениям.
Технически резекция гигантской аневризмы довольна сложна: чем больше этот “мешок” с кровью, тем больше кровопотеря, тем дольше перекрыто кровообращение во время операции и тем больше нагрузка на сердце. Конечно, вкупе это создает массу опасностей. В этом смысле очень важно, что вмешательство было плановым, а не экстренным. Используя трехмерную модель, созданную компьютерным томографом, мы смогли заранее проанализировать ситуацию. Когда у тебя перед глазами крутится картинка того, что ты увидишь в дальнейшем на операции, это позволяет проиграть в голове все возможные отклонения от нормы. Если ты это сделал, ты готов. А если врываешься туда, не имея плана, то могут быть нюансы...
Известно, что 70-80 процентов подобных операций в развитых странах делается с помощью малотравматичных методик. Значит ли это, что наши западные коллеги выбрали бы именно такую методику? Не факт. Там многое зависит от того, куда попал пациент. Одни хирурги практикуют только эндопротезирование, причем упорно. Другие, как и мы, принимают решение в зависимости от ситуации. Скажем, если бы в США пациент попал в клинику к профессору Хазиму Сафи в Хьюстоне, ему сделали бы такую же операцию, как у нас, потому что у них огромный опыт такого рода вмешательств. А чем больше опыт, тем лучше результаты.
Уникальность нашего случая - в правильно выбранном взвешенном подходе. Мы взвесили все “за” и “против” малотравматичного вмешательства, проанализировали возможности пациента перенести большую операцию. Мы поняли, что наше обеспечение, оборудование, опыт наших анестезиологов, хирургов и операционной бригады в целом позволит провести именно то хирургическое лечение, которое было запланировано. Мы буквально прошли по лезвию ножа, но вышли победителями.
Состав операционной бригады
- Оператор: А.Ф. Харазов
- Ассистенты: В.А. Кульбак, В.Н. Гонтаренко, Н.М. Басирова
- Анестезиолог: А.Ф. Кожанова
- Операционная сестра: Е.С. Зенина