Повреждение желчных протоков при холецистэктомии - серьезное осложнение с тяжелыми последствиями как в ближайшем, так и в отдаленном послеоперационном периоде. К сожалению, оно зачастую приводит к инвалидизации.
Причины интраоперационной травмы желчных протоков - трудности оперативного вмешательства, связанные чаще всего с выраженными воспалительными и рубцовыми изменениями после многократных приступов желчной колики и острого холецистита, ошибочная трактовка хирургами анатомических структур при различных анатомических вариантах и аномалиях данной зоны.
Сегодня методом выбора в лечении рубцовых стриктур, в том числе ятрогенных повреждений желчных протоков, становятся эндоскопические технологии.
Пациент, диагноз
Пациентка 36 лет. Диагноз: послеоперационная рубцовая стриктура общего желчного протока. Состояние после лапароскопической холецистэктомии, чрескожной чреспеченочной холангиостомии, полный наружный желчный свищ. Паппилостеноз. Парапапиллярные дивертикулы двенадцатиперстной кишки.
Как развивались события
Пациентке по месту жительства выполнена лапароскопическая холецистэктомия, в ходе которой возникла травма общего желчного протока. После операции развилась желтуха, было проведено наружное чрескожное чреспеченочное дренирование желчных протоков для желчеоттока.
В связи с тем, что вся желчь оттекала по дренажу, организм терял много жидкости и микроэлементов, и пациентка была вынуждена в течение 8 месяцев принимать желчь перорально.
При поступлении в НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского пациентке выполнена фистулохолангиография (рис. 1), - это исследование показало, что тотчас после слияния долевых протоков печени отмечается полный блок общего печеночного протока. По классификации Strasberg с соавт., данную стриктуру можно отнести к типу Е2; по классификации Э.И. Гальперина - к типу «0».
Рис. 1
Как принималось решение
Учитывая данные анамнеза и результаты обследований, по принятой в хирургическом эндоскопическом отделении тактике первым этапом была выполнена эндоскопическая ретроградная холангиография и оценка проходимости общего желчного протока, достоверно определена протяженность стриктуры и интраоперационно решен вопрос о возможности эндоскопического лечения.
Риски и особенности ситуации
Особенностью ситуации являлся полный блок общего желчного протока. Если бы планируемое эндоскопическое ретроградное вмешательство оказалось безуспешным, это могло означать необходимость выполнения большой открытой операции с реконструкцией желчных протоков. Кроме того, у пациентки имелся полный наружный желчный свищ: организм терял около 1500 мл желчи в сутки, что в свою очередь привело к его физическому и психическому истощению и ряду диспепсических расстройств.
Суть вмешательства
Эндоскопическое ретроградное вмешательство на желчных протоках – это минимально инвазивный метод лечения, которое выполняется эндоскопом с применением рентгеноскопии.
Дуоденоскоп (эндоскоп с боковой оптикой) перорально проводится в двенадцатиперстную кишку, подводится к большому дуоденальному сосочку, устье которого открывается в просвет двенадцатиперстной кишки. Через канал дуоденоскопа в устье сосочка вводится катетер и выполняется контрастирование желчных протоков специальным рентгеноконтрастным препаратом. С помощью рентгенаппаратуры оценивается полученное изображение желчных протоков и при выявлении патологии (стриктуры или конкрементов) осуществляется эндоскопическая операция, направленная на восстановление проходимости желчных путей.
В данном случае у пациентки обнаружена рубцовая стриктура (сужение) общего желчного протока, при которой его диаметр уменьшился до 1 мм на значительном протяжении.
Специальную сверхтонкую струну-проводник удалось провести в сегментарный проток правой доли печени (рис. 2), после чего принято решение первоочередно расширить просвет протока специальными эндоскопическими бужами (рис. 3, 4), постепенно увеличивая диаметр последних.
Когда необходимый диаметр был достигнут, выполнено стентирование левого долевого желчного протока печени (рис. 5).
Рис. 2-5
Через установленный ранее чрескожный дренаж проведено антеградное бужирование, а затем эндоскопическая установка второго стента в правый долевой проток печени (рис. 6-7).
После установки стентов в желчные протоки желчь естественным ходом поступает в двенадцатиперстную кишку, поэтому необходимость в наружном дренаже и постоянном приеме желчи отпадает.
Рис. 6, 7
Комментарий хирурга
Юрий Геннадьевич Старков, доктор медицинских наук, профессор, зав. хирургическим эндоскопическим отделением НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского, член правления РОХ, Ассоциации Гепатопанкреатобилиарных хирургов СНГ
«Одна из «вечных» проблем абдоминальной хирургии, которую не удается решить в течение многих десятилетий, и с последствиями которой мы регулярно сталкиваемся, это травма желчных протоков при холецистэктомии. Это серьезное осложнение с тяжелыми последствиями как в ближайшем, так и в отдаленном послеоперационном периоде (частота его встречаемости достигает 0,3-0,6%, а в РФ выполняется около 200 тысяч холецистэктомий в год). К сожалению, это осложнение часто приводит к инвалидизации.
Пациенты, столкнувшиеся с этим заболеванием, а подчас имеющие длительную историю лечения, поступают к нам, имея наружные дренажи, желтуху, а порой и ряд не совсем удачных операций в анамнезе.
Особенность случая, о котором идет речь, - молодой возраст и значительное снижение качества жизни пациентки, что усугублялось необходимостью постоянно пить собственную желчь и в свою очередь отражалось на психологическом здоровье. Нашей целью было, используя самые современные минимально инвазивные технологии, улучшить качество жизни пациентки и минимизировать риски послеоперационных осложнений, что и было успешно выполнено.
Эндоскопические технологии в лечении рубцовых стриктур, в том числе ятрогенных повреждений желчных протоков, все чаще вытесняют открытые хирургические вмешательства. В настоящее время эндоскопическая установка множественных пластиковых стентов с последующей периодической их заменой каждые 3-4 месяца в течение 1 года является методом выбора в лечении доброкачественных постоперационных стриктур желчных протоков (именно так и будет выглядеть лечение нашей пациентки в ближайшее время). При этом она уже в день операции почувствовала, что вернулась к нормальной жизни - без длительного послеоперационного периода, без наружного дренажа и необходимости принимать желчь».
Операционная бригада
Оператор: Ю.Г. Старков
Ассистент: А.С. Ибрагимов
Анестезиологи: Х.В. Качалова, Р.В. Довбенко
Операционная сестра: Ю.А. Заруцкая