Сложные грыжи больших и гигантских размеров - предмет профессионального интереса специалистов отделения герниологии и пластической хирургии НМИЦХ имени А.В.Вишневского.
- Самое простое - отказаться от идеи оперировать пациента, если перед тобой явно запущенная ситуация, или есть сопутствующие заболевания, повышающие риск осложнений. Но для нас чем сложнее, тем интереснее, - говорит руководитель отделения герниологии и пластической хирургии НМИЦХ им. А.В.Вишневского, доктор медицинских наук Бадри Шотаевич Гогия.
В качестве примера - два интересных клинических случая за октябрь-2018.
Пациент 56-ти лет с большой послеоперационной грыжей передней брюшной стенки. Особенность данного случая в том, что у мужчины нет обеих почек (выполнена двусторонняя нефрэктомия по поводу рака), с 2016 года он находится на программном гемодиализе. Из-за большого грыжевого выпячивания (45 на 25 см.) пациент испытывал не просто дискомфорт и тяжесть, но также боль при любых физических движениях. В то же время три раза в неделю он вынужден ездить из сельского района Липецкой области, где проживает, в областной центр на процедуру гемодиализа. Дорога в одну сторону занимает два часа.
- Отсутствие обеих почек у пациента - обстоятельство, заведомо осложняющее работу хирургов, анестезиологов и реаниматологов. Но физические и психологические страдания, которые испытывал этот человек, стали для нас главным аргументом в пользу операции, - поясняет Б.Ш. Гогия.
Чтобы предотвратить в будущем появление у этого особенного пациента новой грыжи и необходимость очередной операции, герниологи НМИЦХ выполнили пластику «усиленной прочности»: сначала они вправили содержимое грыжевого мешка в брюшную полость и, чтобы укрепить брюшную стенку, установили композитный эндопротез. Затем ушили брюшную стенку и сверху для надёжности имплантировали ещё один эндопротез - полипропиленовый. В течение всего времени, пока мужчина находился на лечении в Центре Вишневского, ему продолжали проводить программный гемодиализ. На 9-е сутки пациент был выписан из стационара в удовлетворительном состоянии.
Второй случай не менее показателен. Пациентка 66-ти лет обратилась в Центр хирургии имени Вишневского по поводу «дуэта грыж» -левосторонней парастомальной и срединной послеоперационной. Два года назад женщине удалили прямую кишку, поражённую злокачественной опухолью, и установили колостому. После операции у неё сформировались две грыжи ( согласно мировой статистике, у пациентов с колостомами такое происходит в 70% случаев).
- Поскольку стома выведена на переднюю брюшную стенку – именно туда, где работают хирурги-герниологи, это заведомо повышало риск осложнений, ведь фактически область колостомы - очаг инфекции. Кроме того, две грыжи были такими большими, что соприкасались друг с другом. Одним словом, вся анатомия брюшной стенки оказалась нарушена, - поясняет кандидат медицинских наук Рифат Рушанович Аляутдинов.
Перед хирургами Центра Вишневского стояла непростая задача - убрать одновременно обе грыжи и выполнить пластику большого дефекта передней брюшной стенки. Они с этой задачей успешно справились.
И в том, и в другом случае были выполнены открытые операции. По словам Б.Ш.Гогия, как и другие области хирургии, современная герниология стремится к малотравматичности. Однако грыжи большого и гигантского размеров, тем более парные, лапароскопически убрать крайне трудно, а порой и невозможно, там есть свои ограничения. В традиционной хирургии таких ограничений нет.