В НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского создано отделение противоопухолевой лекарственной терапии
Отделение противоопухолевой лекарственной терапии Центра Вишневского соответствует всем современным стандартам, предоставляя онкологическим пациентам весь комплекс диагностики и терапевтического лечения.
«Создание отделения противоопухолевой лекарственной терапии было продиктовано временем. Количество пациентов с онкологическими заболеваниями, которые сейчас поступают в Центр Вишневского, заметно увеличилось, и это потребовало открытия отделения. Сейчас наши пациенты могут получить весь спектр диагностической, терапевтической и хирургической онкологической помощи на самом высоком уровне», – отметил директор НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского, академик РАН Амиран Шотаевич Ревишвили.
Отделение уже приняло первых пациентов.
Отделение противоопухолевой лекарственной терапии возглавил врач-онколог со стажем работы более 35 лет, член RUSSCO, ESMO, ASCO, член правления RASSC, кандидат медицинских наук Анатолий Юрьевич Попов, который рассказал о планах и перспективах развития отделения.
Анатолий Юрьевич, вы приступили к работе заведующим отделением противоопухолевой лекарственной терапии НМИЦ хирургии имени А.В. Вишневского, расскажите, какие цели поставлены?
Главная цель – это создать отделение, которое позволит оказать самую современную специализированную медицинскую помощь онкологическим пациентам. Тем, которые нуждаются в комплексном лечении, включающем в себя не только лекарственное лечение, но и хирургическую помощь. Таким образом, наше отделение замкнуло терапевтический и хирургический цикл: мы можем не только оперировать или обследовать онкологических пациентов, но также добавлять дополнительные методы терапии.
Председатель онкологического консилиума, доктор медицинских наук, профессор Александр Анатольевич Грицкевич: «Отмечу, что в Центре Вишневского к онкологическим пациентам применяется, так называемый, мультидисциплинарный подход, который позволяет избегать ошибок, потому что решения по терапии принимаются коллегиально разными специалистами, куда входят хирург, химиотерапевт, радиолог, рентгенолог и при необходимости другие профильные специалисты. На основании общего онкологического консилиума выносится решение о последовательности этапов. То есть планирование идет с самого первого этапа. Это не значит, что один раз решили, и дальше все будет только так. Нет, конечно, существуют нюансы. После каждого этапа лечения, как правило, планируется следующий онкологический консилиум. Обязательно перед тем, как приступить ко второму этапу, повторно собираются все специалисты и принимают опять коллегиальное решение».
Наверняка, уже сформулирован план по достижению этих задач. Кратко поделитесь первыми шагами.
Первые важные шаги, мы, собственно говоря, уже сделали – мы приняли пациентов. Работа началась.
Второе, это, конечно, – создание работоспособного коллектива, который бы мог выполнить все поставленные перед ним задачи на высоком профессиональном уровне. Врачи, да и весь медицинский персонал, должен постоянно обучаться и повышать свой профессиональный уровень.
Название отделения звучит «противоопухолевая лекарственная терапия». Какие виды терапии применяются в Центре Вишневского? Какие возможности есть у пациентов?
За последние несколько лет произошли просто революционные изменения в терапии пациентов с онкологическими заболеваниями. Если на протяжении достаточно длительного времени только скальпель хирурга и потом лучевая терапия позволяли лечить таких больных, то химиотерапия, которая тормозит рост опухолевого процесса и в редких случаях вылечивает заболевание, стала взрывом в лечении во второй половине двадцатого века. Следует упомянуть первых онкологов в Советском Союзе, выдающихся врачей: академика Блохина Николая Николаевича, в честь которого назван НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина, академика Ларионова Леонида Федоровича, Гарина Августа Михайловича, Личиницера Михаила Романовича, Переводчикову Наталью Иннокентьевну, Возного Эдуарда Кузьмича, Борисова Василия Ивановича и др. В свое время мне посчастливилось быть знакомым с некоторыми из них, другие были моими учителями.
Принцип действия химиотерапии примерно такой: она убивает все быстрорастущие клетки. За счет того, что злокачественная клетка имеет более быстрый метаболизм, она быстрее делится, ей нужно больше захватить полезных веществ, поэтому она получает и большую дозу токсинов, которые в тот момент находятся в плазме. Накапливая токсины, аккумулируя их внутри, злокачественные клетки тем самым повреждаются и разрушаются, и собственно говоря, на этом основан эффект терапии. Тем не менее, у химиотерапии есть один недостаток. Мы никогда не можем сказать, насколько она эффективна для конкретного пациента. Даже со всеми нашими развивающимися технологиями мы можем только предположить, что вот эта схема будет более эффективна. Но со 100% вероятностью мы можем сказать только одно – все препараты химиотерапии очень токсичны.
Но наука не стоит на месте, поэтому появляются различные варианты лечения. Это препараты группы таргетной терапии. «Таргет» от слова цель. Это та терапия, которая уже целенаправленно должна воздействовать на клетку. Появился целый пул препаратов, которые должны влиять конкретно на какой-то клеточный рецептор или на определенный механизм передачи сигнала. И вот в практике прямо лавиной стало появляться огромное количество новых препаратов, которые используются в комбинированном лечении и даже в монотерапии по поводу лечения злокачественных опухолей. Таргетные препараты тоже токсичны, но их токсичность намного меньше, чем при химиотерапии.
Новым этапом развития стала иммунотерапия, которая опять с ног на голову все перевернула. Задача при применении иммунотерапии – это разблокировать собственный иммунитет человека, заставить клетки, которые отвечают за противоопухолевый ответ, снова начать работать. Появились такие препараты, которые восстановили функцию лимфоцитов и заставили их бороться с опухолью.
На сегодняшний день у нас в отделении есть и иммунотерапия, и таргетная терапия, и химиотерапия. Наши возможности, конечно, во много раз увеличились. То есть мы вооружены во много раз мощнее, чем даже допустим, 10 лет назад. Благодаря администрации Центра Вишневского, отделение противоопухолевой лекарственной терапии имеет возможность проводить лечение на самом современном уровне.
Многопрофильность Центра Вишневского позволяет не только лечить пациентов с онкологическим процессом, но и другие заболевания. Онкологические заболевания больше характерны для пожилого возраста, и у этих пациентов почти всегда имеется сопутствующие болезни. При наличии кардиологических отделений, сосудистого отделения и других подразделений такие пациенты параллельно могут получить самую современную высокотехнологичную помощь. Надо сказать, что не всегда симптомы онкологической болезни превалируют, часто сопутствующая патология выходит на первый план, и проведение комплексной терапии позволяет улучшить качество жизни.
Использует ли отделение собственные научные разработки, или является площадкой для апробации новых методов лечения?
У нас есть научное сотрудничество с Научно-исследовательским онкологическим институтом имени П.А. Герцена, Российским университетом дружбы народов, Институтом молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН. И в планах мы хотим продолжить работу с научными протоколами по изучению новых молекул, препаратов и их комбинаций. И, несомненно, будем расширять список учреждений, лабораторий, людей, с которыми хотим наладить научное сотрудничество. Это будет второй целью, второй задачей по развитию, в том числе всего нашего Центра, потому что мы не только лечебное заведение, мы, конечно, созданы для того, чтобы развивать науку в первую очередь. Чем более передовая наука, тем больше возможностей у врачей для лечения онкологических пациентов.
Как попасть на лечение в отделение?
Каналов поступления на самом деле несколько. Первый – это когда люди приходят, уже зная докторов, онкологические пациенты напрямую обращаются на прием к онкологу-химиотерапевту в консультативно-диагностическое отделение. Такие пациенты должны иметь с собой направления на лечение от своих районных онкологов.
Второй вариант – это пациенты, которые поступают в отделение по направлению от наших хирургов. На первичный прием они приходят к хирургам, которые принимают решение совместно с химиотерапевтами начать лечение с лекарственной терапии.
И третий канал – это пациенты, которые приезжают из регионов, потому что по тем или иным причинам они не могут получить нужное лечение на местах. Плюс еще какой-то процент иностранцев, которые живут в России и, скорее всего, обратятся в Центр при необходимости.
Как вы для себя формулируете миссию своей работы? Что в ней главное?
Самое главное – дать людям возможность вылечиться или продлить жизнь. В этом, наверное, и состоит цель не только онколога, а любого врача.