В Центре хирургии имени А.В. Вишневского Минздрава России состоялось заседание Ученого совета, посвященное 65-летию анестезиологической службы Центра и 100-летию ее основателя, выдающегося анестезиолога и реаниматолога, заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора Тиграна Моисеевича (Мовсесовича) Дарбиняна.
Ученый совет открыл генеральный директор Центра, академик РАН, профессор Амиран Шотаевич Ревишвили:
— Идею соединить прошлое и настоящее анестезиологической службы в нашем Центре мы придумали вместе с Сергеем Павловичем Глянцевым и Олегом Вячеславовичем Струниным. Сегодня мы проанализируем развитие анестезиологии и реаниматологии в нашем Центре в настоящее время, а затем заслушаем доклад о жизни и деятельности великого анестезиолога Тиграна Мовсесовича Дарбиняна. После выступят коллеги и ученики Тиграна Мовсесовича.Тигран Мовсесович — это человек, который сделал переворот в анестезиологии. Он был одним из пионеров и основоположников отечественной анестезиологии и реанимации. Именно он ввел систему наркозов (ингаляционный, неингаляционный, комбинированный), разработал принципы нейролептоаналгезии, сочетания анестезии общей и местной. Все это позволило нашему Центру выйти на самый высокий уровень во всех направлениях хирургии. Долгие годы после нашего Центра он работал в Центре хирургии имени Бакулева, где я с ним и познакомился. Помню, у Тиграна Мовсесовича был тихий голос, но в его словах всегда были мысль и смысл. Он никогда ничего не говорил просто так. И всегда оказывался прав.
С докладом о настоящем и будущем службы анестезиологии и реаниматологии Центра выступил ее руководитель, доктор медицинских наук Олег Всеволодович Струнин.
Рецензент, доктор медицинских наук Саида Алияровна Оруджева, отметив положительные стороны доклада, обратила внимание членов Ученого совета на необходимость развития в Центре нового направления анестезиологии — местной (регионарной) анестезии под УЗИ-контролем и катетеризации периферических нервов.
О жизни и деятельности профессора Т.М. Дарбиняна, о его научно-практической школе, о возникновении и развитии анестезиологической службы в Институте хирургии им. А.В. Вишневского АМН СССР под руководством Т.М. Дарбиняна с 1960 по 1979 год рассказал профессор Сергей Павлович Глянцев с докладом «Профессор Тигран Мовсесович Дарбинян — primus inter pares отечественной анестезиологии и реаниматологии».
Во второй части заседания прозвучали выступления учеников и последователей профессора Т.М. Дарбиняна. Первым выступил старейшина анестезиологической службы Центра, врач – анестезиолог-реаниматолог высшей категории, лауреат премии Правительства РФ, доктор медицинских наук Альфред Аркадьевич Звягин:
— Конец 50-х-начало 60-х годов прошлого века было временем активного развития оперативных вмешательств на легких и сердце. Это привело к необходимости разработки новых методов проведения эндотрахеальной общей анестезии с управляемой вентиляцией легких, контролем жизненно важных систем пациента в интраоперационном периоде. Это привело к появлению и развитию новой специальности анестезиологии-реаниматологии, интенсивной терапии. В Институте хирургии им. А.В. Вишневского лаборатория анестезиологии-реанимации была организована в 1960 году. Организатором и первым ее руководителем был Тигран Моисеевич Дарбинян. В московских институтах, больницах и центрах союзных республик также организовывались отделения анестезиологии-реанимации, и Тигран Моисеевич возглавил эту работу в Советском Союзе. Он был организатором и первым председателем правления Всесоюзного общества анестезиологов-реаниматологов, председателем оргкомитетов первых съездов Всесоюзного общества анестезиологов-реаниматологов, редактором первого специализированного журнала «Анестезиология-реаниматология». То есть, как видите, Тигран Моисеевич был первым из первых. В лабораторию врачом-анестезиологом-реаниматологом я был принят Тиграном Моисеевичем. Об этом периоде работы в лаборатории я и хочу вспомнить. В это сейчас трудно поверить, но все хирургические отделения Института и лаборатория анестезиологии-реанимации, кроме ожогов, работали на двух этажах седьмого корпуса. 16-ти этажный корпус еще строился. Работало 3 операционных и 2 палаты реанимации на 6 коек. Благодаря тому, что все руководители отделений были не только талантливыми хирургами, но и талантливыми организаторами, академический Институт хирургии стал сегодня Национальным центром хирургии.В 60-е годы Тиграну Моисеевичу пришлось строить работу лаборатории анестезиологии-реаниматологии практически с нуля. Коллектив был разделен на 3 группы: первая группа — врачи-анестезиологи, работавшие каждый день в операционных; вторая группа — научные сотрудники, проводящие большой объем исследовательской работы по своему профилю; и третья группа — аспиранты и ординаторы. В целом наш коллектив работал дружно, слаженно и очень эффективно. И его душой был профессор Дарбинян.
Второй на трибуну вышла врач – анестезиолог-реаниматолог, кандидат медицинских наук, член Союза писателей Москвы, одна из первых клинических ординаторов профессора Т.М. Дарбиняна Нина Яковлевна Борисова. Будучи грузинкой по бабушке (друзья и домашние звали ее Нинó), уроженка Тбилиси, Нина Яковлевна поблагодарила судьбу за достойных учителей, достойных коллег и достойную альма-матер и продолжила кавказской притчей:
— «Нитку в иголку я вдел, но какой бешмет буду шить? Струны я натянул, но какую песнь буду петь?» Однажды захотел молодой ашуг (народный певец-поэт у народов Закавказья) написать и сложить песню. Но не просто песню. Он захотел сложить самую прекрасную, самую красивую песню. И она у него не получалась. Тогда он отправился к своему учителю. Он пришел к нему и сказал: «Учитель, я хочу написать самую красивую песню, она у меня не получается. Помоги мне!» Учитель выслушал своего ученика и сказал ему: «Чтобы написать самую красивую песню, ты должен иметь глаза, которые бы все подмечали, всех видели. Ты должен иметь уши, которые бы всех слушали, ко всем прислушивались и всех умели выслушать. Но самое главное, ты должен иметь сердце, которое бы чувствовало ближнего, которое бы делилось с ближним и горестями, и радостями. Сердце, которое бы отзывалось на беды и помогало ближним в беде. И тогда у тебя получится самая красивая песня. Но не торопи события, для всего нужен опыт, а опыт требует времени. И ты обязательно напишешь свою песню!».Что касается Тиграна Моисеевича Дарбиняна, — продолжала Нина Яковлевна, — то я ему благодарна за очень многое. За то, что он научил меня не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, не только лечить больного, но и сочувствовать ему, а также постоянно заниматься, совершенствоваться, работать над собой. Получилась ли у меня своя песня, не мне судить, но у него она, конечно, получилась. Эту песню я слышала в его докторской диссертации, которая впервые в Советском Союзе была посвящена гипотермии. Эта песня была в его монографиях, которые выходили в 60-х годах одна за другой. По ним мы учились науке и практике анестезиологии. Песня Дарбиняна была и в том прекрасном коллективе, который он сумел создать. И, конечно, песня Дарбиняна была в том, что он смог сформировать ядро из своих учеников, очень талантливых врачей. Это Феликс Черняховский, Николай Прупис, Александр Тверской и так далее. Всех перечислить невозможно. Но мы их всех помним и будем помнить. Так получилось, что мы с Галей Минскер разговаривали с Тиграном Моисеевичем за месяц до его кончины, и помню, как он обрадовался нашему звонку. Светлая ему память.
Затем выступила врач – анестезиолог-реаниматолог, заслуженный врач Российской Федерации, кандидат медицинских наук Галина Давидовна Минскер, одна из первых сотрудниц лаборатории анестезиологии Института хирургии имени А.В. Вишневского:
— 16 мая 1960 года после окончания медицинского училища Академии медицинских наук с отличием меня направили в Институт Вишневского, где я была зачислена в штат только что созданной лаборатории анестезиологии на должность медсестры. Фактически я являюсь одним из первых сотрудников, кто стоял у истоков такой важной профессии, как анестезиолог-реаниматолог. Тогда, в 1960 году, Тигран Моисеевич Дарбинян был заведующим лабораторией. Все наше хозяйство состояло из двух послеоперационных палат, ординаторской, в которой сидел и наш заведующий, перевязочной, где хранились стерильные инструменты, и небольшого склада аппаратуры и лекарств. Как медсестра, я готовила к операции наркозную аппаратуру и лекарства, проводила с врачами обезболивание. Тигран Моисеевич стал для нас, молодых девчонок, не только учителем в профессии, но и учителем по жизни. Палаты в своем 1-м отделении нам выделил Николай Иванович Краковский. И он также стал нашим учителем. И это — не просто слова. Наши учителя нас действительно учили. Учили всему, что знали и умели сами. И за это всем им — низкий поклон.
В конце заседания академик РАН А.Ш. Ревишвили тепло поблагодарил дорогих гостей и вручил им букеты цветов. Тогда же была сделана и эта фотография.
Для справки: 19 апреля 2025 года анестезиологической службе НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского Минздрава России исполнится ровно 65 лет.