Ученый совет был посвящен памяти Александра Александровича Вишневского, которому 25 декабря исполнилось бы 80 лет. Коллеги и друзья говорили не только о его достижениях в медицине, но и о том, каким он был человеком.
Александр Александрович Вишневский родился в семье знаменитых хирургов. Его дед, военный хирург Александр Васильевич Вишневский, и отец, главный хирург Советской армии Александр Александрович Вишневский (старший), – одни из основателей Института хирургии. В 1963 году Александр Александрович окончил Первый Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. В 1973-м защитил докторскую диссертацию «Возможности использования оптических квантовых генераторов в хирургии». Первым в СССР выполнил редукцию объема легочной ткани при диффузной эмфиземе легких, проводил пластические операции по коррекции и реконструкции молочных желез, исследовал методы кожной и мышечной пластики в торакальной хирургии, лечил больных с хроническим остеомиелитом грудины и ребер. Александр Александрович 40 лет руководил торакальным отделением Института хирургии им. А.В. Вишневского.
«Вот уже шесть с половиной лет, как нет Александра Александровича… О человеке, который тебя многому научил, всегда хочется говорить, его уроки - и профессиональные, и человеческие - невозможно забыть. “Жизнь – коротка, искусство – вечно, vita brevis ars longa”, - это изречение Гиппократа Александр Александрович очень любил. Он относился к хирургии не только как к ремеслу, но и как к науке. При этом все знают, что одной хирургией никогда не жил: это был человек-энтузиаст во всем и генератор новых идей», - отметил в своем выступлении Алексей Александрович Печетов, ученик профессора Вишневского, руководитель хирургического торакального отделения Центра.
«Обычно на заседаниях, посвященных памяти известных людей, известных хирургов, присутствует какая-то грусть, а вот сегодня этой грусти нет. Александр Александрович был для всех олицетворением живого и радостного человека, - что бы ни случилось. Жизнь его била достаточно много, но он всегда поднимался, вставал на ноги, всегда продолжал движение. Конечно, торакальная хирургия понесла большую утрату. Но я хочу сказать вот что: мы продолжаем его дело и, думаю, прогресс именно в этом», - заметил академик Владимир Алексеевич Порханов, главный врач ГБУЗ «Научно-исследовательский институт — Краевая клиническая больница № 1 имени профессора С. В. Очаповского» (Краснодар).
«Я познакомился с Александром Александровичем в 1983 году, это была моя первая торакальная конференция в Петербурге, - рассказал Петр Казимирович Яблонский, президент Национальной ассоциации фтизиатров, президент Ассоциации торакальных хирургов России, главный внештатный специалист торакальный хирург Минздрава РФ, директор Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии. - Он тогда прочитал доклад о роли анаэробов в патогенезе. Мы, молодые врачи, смотрели на него, что называется, снизу вверх… Мой учитель Юрий Николаевич Левашов дружил с Александром Александровичем всю жизнь и много рассказывал об их посиделках, а много лет спустя мне посчастливилось и самому побывать на таких посиделках в доме профессора Вишневского. Не могу понять как, но он находил время на длинные разговоры с нами».
«Александр Александрович-младший пришел в институт еще студентом и, надо сказать, ему было нелегко: его отец Александр Александрович-старший спрашивал с сына строго, пощады не давал. Людей, подобных Вишневским, немного - именно они двигают всё вокруг, а массы идут уже за ними. Александр Александрович-младший - яркая, интересная, многогранная, нестандартная личность - тоже был таким, это было унаследовано от отца», - сказал Юрий Донович Волынский, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-практического центра интервенционной кардиоангиологии г. Москвы.
«Александр Александрович Вишневский-старший пригласил меня в Институт на последний месяц клинической ординатуры, - вспоминал генерал-майор медицинской службы, доктор медицинских наук Юрий Викторович Немытин. - Здесь он показывал нам класс хирургии под местной анестезией и говорил: “Вы - военно-полевые хирурги, вы этим должны владеть”. А вскоре после окончания ординатуры я стоял в почетном карауле, провожая главного хирурга Вооруженных Сил в последний путь. В тот траурный день я и познакомился с Александром Александровичем Вишневским-младшим. В дальнейшем судьба свела нас с ним как с человеком очень жизнерадостным, умеющим шутить, хорошо и творчески работать».
«Я хочу сказать об отце как об очень мужественном человеке. Ведь детей знаменитых фамилий всегда ревностно сравнивают с родителями, и, когда он шел в профессию, то осознанно шел на то что, его будут сравнивать с отцом и дедом. Вот это, наверное, высочайшая ответственность, которую он мог взять на себя, - сказала Галина Александровна Вишневская, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник хирургического торакального отделения Центра. - В жизни была только одна тема, которая его очень задевала, и он ничего не мог с этим поделать. Не секрет, что институт переживал разные времена, и отец очень переживал, когда ему говорили: ну все, ваш институт кончился… И то, что происходит сейчас, когда институт стали снова уважать, для отца было бы самым большим подарком, самым большим праздником и самой большой радостью. Я хочу поблагодарить Амирана Шотаевича и всех коллег за каждодневный труд, потому что сейчас осуществляется мечта моего отца: институт Вишневского вновь обретает тот высокий статус, который имел при моем деде. Спасибо вам всем огромное».
В рамках торжественного Ученого совета директор Центра Амиран Шотаевич Ревишвили представил доклад, посвященный истории НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского.