Его путь хирурга, ученого, педагога начался в Казани в 1899 г., когда, окончив с отличием медицинский факультет Императорского Казанского университета, он приступил к работе в качестве сверхштатного ординатора хирургического отделения городской больницы. Это потребовало от Александра Васильевича глубоких знаний в области анатомии и физиологии. В 1901 году он стал сверхштатным ординатором кафедры анатомии Казанского университета. В течение 10 лет, работая одновременно на кафедрах нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией, он прошел путь от сверхштатного прозектора до приват-доцента и защитил диссертацию на физиологическую тему «К вопросу о периферической иннервации прямой кишки».
Клинический опыт Александр Васильевич набирал в сельских больницах во время летних отпусков. Неоднократно выезжал на стажировку за границу в ведущие клиники Германии, Франции, Швейцарии, где практиковался в различных разделах хирургии: хирургии нервной системы, гепатобилиарной хирургии, хирургии мочеполовой системы, изучал методики бактериологических исследований.
В 1912 г. он был избран профессором кафедры общей хирургии Казанского университета, имея к этому времени глубокую подготовку по анатомии, физиологии, бактериологии, общей хирургии, хирургии нервной системы, урологии, солидный клинический и хирургический опыт.
Революция мало изменила жизнь Александра Васильевича. Он отлично понимал, что медицинская помощь нужна людям при любой власти, и когда в 1918 г. его назначили старшим врачом 1-й Советской больницы Казани, он блестяще организовал ее работу, создав крупную клиническую базу для Казанского университета, которой ранее здесь не было.
В 1920-е годы в Казани разразилась эпидемия тифа (за 9 месяцев 1919 года в городе от этой болезни погибли 27 врачей). Александр Васильевич, являясь активным членом Комитета тифа, выступил за создание в университете кафедры инфекционных болезней. Кроме этого, по его инициативе в Казани был основан Институт травматологии, при его участии открыт Институт для усовершенствования врачей.
О местной анестезии методом ползучего инфильтрата Александр Васильевич впервые доложил в 1922 г. на XV съезде Российских хирургов. Метод вызвал большой резонанс, и в 1929 г. Вишневский был приглашен в США для представления разработанной им методики. В 1933 г. он опубликовал монографию «Местное обезболивание по методу ползучего инфильтрата». В дальнейшем книга, которую Александр Васильевич посвятит любимому сыну и ученику Александру, будет переиздана пять раз. В годы Великой Отечественной войны местную анестезию методом ползучего инфильтрата будут широко применять по обе стороны фронта (Kirschner M., 1942; Вишневский А.А., 1943)
В 1952 г. главный хирург СССР В.И. Стручков писал, что 72% всех операций в стране делали под местной анестезией по А.В. Вишневскому.
Выполняя местную анестезию воспаленных тканей, Александр Васильевич обратил внимание, что новокаин оказывает не только обезболивающее, но и противовоспалительное действие. Это привело его к идее нейротрофического действия анестетика, в результате были разработаны вагосимпатическая, поясничная, пресакральная и футлярная новокаиновые блокады, а также короткий новокаиновый блок. Со временем оказалось, что кроме обезболивающего и противовоспалительного действия при применении блокад достигался еще и противошоковый эффект.
Болевые импульсы от раны к центральным отделам нервной системы можно было прервать введением в ткани новокаина, а можно ли воздействовать аналогичным способом на раневую поверхность? Отвечая на этот вопрос, Александр Васильевич делает еще одно открытие: он заменяет сильное раздражение в ране на слабое, заполняя ее полость тампонами, обильно смоченными перуанским бальзамом, ксероформом и касторовым маслом. Эта смесь получила название масляно-бальзамической эмульсии. Александр Васильевич применяет ее при различных воспалениях, начиная от карбункула и заканчивая туберкулезными эмпиемами плевры.
Так в конце 1930-х годов в его руках появляется универсальная система лечения ран любой локализации: блокады, которые можно использовать с противошоковой и лечебной целью, местная анестезия для проведения хирургической обработки раны на каком угодно сроке заживления, и универсальная эмульсия для лечения как травматических, так и хронических ран. Все это оказалось востребованным не только в мирной жизни, но и в боевых условиях – в столкновениях с японскими войсками в 1939 г. на Дальнем Востоке, в 1940 г. в войне с Финляндией и во время Великой Отечественной войны. Подсчитано, что в течение 1941-1945 г. каждый третий раненый получил лечение по А.В. Вишневскому. Огромную роль в распространении метода сыграл Александр Александрович Вишневский, который, будучи главным хирургом нескольких фронтов, методично внедрял разработки отца в ежедневную практику военных хирургов.
Успехи Александра Васильевича не остались незамеченными и в столице. В 1935 г. возглавляемая им клиника факультетской хирургии Казанского университета стала клинической базой отдела патологической физиологии ВИЭМ им А.М. Горького, которой заведовал выпускник Казанского университета А.Д. Сперанский. Он инициировал переезд Александра Васильевича в Москву, где Вишневский возглавил хирургическую клинику ВИЭМ и (на ее базе) кафедру клинической и военно-полевой хирургии ЦИУ врачей.
В 1936 г. клиника Александра Васильевича Вишневского была переведена в хирургический корпус Больницы им Н.А. Семашко на Большой Серпуховской улице, 27. В 1947 г. на ее базе создан Институт хирургии АМН СССР, директором которого стал действительный член АМН СССР, профессор А.В. Вишневский.
Обладавший огромным научным авторитетом, Александр Васильевич в 1946 г. был избран председателем Хирургического общества Москвы и Московской области. Именно на заседании общества 12 ноября 1948 г. у него развился острый коронарный синдром, а в ночь с 12 на 13 ноября Вишневского не стало. Было ему 75 лет.
После кончины Александра Васильевича Вишневского Институт возглавил его сын - Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, действительный член АМН СССР, генерал-полковник медицинской службы Александр Александрович Вишневский (старший), продолжив дело отца, которому тот отдал всю жизнь. Более 50 лет (с 1963 по 2013 г.) в Институте имени своего деда трудился лауреат Государственной премии СССР, профессор Александр Александрович Вишневский (младший), а сегодня работает его дочь – доктор медицинских наук Галина Александровна Вишневская. У нее растет сын Александр. Кто знает, не продолжит ли он знаменитую династию?
С.П. Глянцев, Г.А. Вишневская
Профессор А.В. Вишневский – директор хирургической клиники ВИЭМ – ЦИУ врачей. 1940-е г.
Оперируя под местной анестезией, А.В. Вишневский любил демонстрировать ее эффективность, общаясь с пациентом и интересуясь его состоянием.
Действительный член АМН СССР, профессор А.В. Вишневский – директор Института хирургии АМН СССР, со своими учениками. Слева - Юлий Иосифович Зак, справа – Александр Александрович Вишневский. 1946 г.