Публикуем очерк о вкладе выдающегося российского хирурга Александра Александровича Вишневского в Победу в Великой Отечественной войне.
О нападении фашистской Германии на Советский Союз А.А. Вишневский узнал, находясь в отпуске на юге страны. Через трое суток он прибыл в Москву и был назначен главным хирургом Закавказского фронта. Однако он стремился туда, где уже шли кровопролитные бои и где была нужна хирургическая помощь. А.А. Вишневский написал рапорт начальнику ГВСУ РККА Е.И. Смирнову, и тот, согласившись с изложенными в рапорте доводами и хорошо зная деловые и хирургические способности 34-летнего А.А. Вишневского по службе на Дальнем Востоке и в Карелии, назначил военврача 1-го ранга профессора хирургии А.А. Вишневского главным хирургом одной из армий Юго-Западного фронта.
28 июня 1941 г. А.А. Вишневский выехал в Киев. В тот день он записал в дневнике: «Размышляю о том, как организовать широкое применение наших методов лечения раненых новокаиновыми блокадами и масляно-бальзамическими повязками. На Халхин-Голе в небольших масштабах, а в Финляндии в несколько больших мне удалось кое-чего добиться. Необходимо в интересах дела, чтобы наш опыт получил теперь широкое распространение на фронте и в тылу».
С самого начала войны при отступлении советских войск армейские хирурги работали в опасной обстановке с предельным напряжением сил. Госпитали часто развертывали в неприспособленных помещениях вблизи передовых позиций. На территории госпиталей иногда располагали артиллерийские орудия, а на крышах зданий размещали пулеметы для отражения атак с воздуха. Часто приходилось оперировать под обстрелом противника в далеких от правил асептики условиях. Запись в дневнике А.А. Вишневского от 10 июля 1941 г.: «Вечером оперировал одного старшего лейтенанта. У него - перфорация язвы желудка. Оперировал в темноте. Санитар зажигал одну спичку за другой, жег бумагу, свернутую в трубки, и при этом освещении пришлось делать операцию, требующую довольно точных движений. Язву удалось найти быстро. Наложил двухрядный шов. Операция прошла благополучно. <…> По-видимому, хирург на войне не должен складывать своего оружия даже в самой сложной обстановке».
В августе 1941 г. А.А. Вишневский в течение месяца выполнял обязанности главного хирурга Брянского фронта, а в начале сентября 1941 г. был переведен главным хирургом в 54-ю отдельную армию, сформированную в районе Волхова для защиты Ленинграда. В тяжелых боях 54-я армия отстояла Волхов и Тихвин, а в декабре под командованием генерал-майора И.И. Федюнинского перешла в наступление.
17 декабря 1941 г. директивой Ставки Верховного Главнокомандования за счет сил Ленинградского фронта и резервов был создан Волховский фронт. Командующим фронтом был назначен генерал армии К.А. Мерецков, командовавший в Советско-финляндской войне 7-й армией, а бригврач, главный хирург 54-й армии А.А. Вишневский получил назначение на должность главного хирурга Волховского фронта.
Во время войны проявились способности А.А. Вишневского как организатора военной медицины и хирургии. В конце 1942 г. по его инициативе на Волховском фронте впервые была введена новая схема развертывания операционно-перевязочного блока медсанбата в виде креста, где были предоперационная, операционная, противошоковая и перевязочная. Эту схему затем широко использовали хирурги на других фронтах.
Помимо решения множества организационных проблем, связанных с занимаемой должностью, А.А. Вишневский много и успешно оперировал. Характерная запись в его дневнике от 4 декабря 1942 г.: «Я много оперирую и, должно быть, поэтому чувствую себя хорошо».
В конце 1942 г. заместитель К.А. Мерецкова генерал И.И. Федюнинский, на которого была возложена персональная ответственность за деблокирование Ленинграда, был ранен. Оперировал И.И. Федюнинского А.А. Вишневский. Перед расставанием хирург и его именитый пациент сфотографировались на память.
В апреле 1943 г. бригврач А.А. Вишневский был представлен к званию полковника медицинской службы, а в мае того же года награжден орденом Отечественной войны I степени.
Помимо хирургической работы, главный хирург фронта А.А. Вишневский занимался постоянным повышением квалификации подчиненных ему врачей, проводя с ними различные совещания и научные конференции. В 1943 г. Санитарное управление Волховского фронта выпустило в свет монографию А.А. Вишневского «Записки военно-полевого хирурга», в которой он описал боевую работу подчиненных ему хирургов и изложил свои мысли о роли и значении нервной системы в патогенезе и лечении боевой травмы.
В эти годы полностью подтвердилась правота А.А. Вишневского о важнейшей роли вагосимпатической блокады у раненых в грудь. Эффективность ее действия была очевидной: «...больной, измученный нестерпимыми болями, буквально преображался, не веря тому, что боль исчезла. Все, кто присутствовал на таких операциях, дружно восхищались эффектом…»
После окончания войны начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны СССР генерал-полковник медицинской службы Е.И. Смирнов писал: «Вагосимпатическая блокада при проникающих ранениях грудной клетки стала незаменимым мероприятием как на ранних этапах эвакуации, так и в тылу. Огромная разница в результатах лечения проникающих ранений грудной клетки в Отечественную войну по сравнению с прошлыми войнами объясняется всеобщим признанием и самым широким применением на войне вагосимпатического блока».
Представление об объеме хирургической работы и, соответственно, нагрузке главного фронтового хирурга дает количество хирургических коек в госпиталях Волховского фронта: в г. Боровичи, который называли городом-госпиталем, было развернуто 20 000 коек, в г. Рыбинске - 5000, в г. Тихвине - 1700, в поселке Сясь- строй - 5000. Итого - 31 700 коек, которые были заняты в основном хирургическими больными. Большинство из них были прооперированы и возвращены в строй.
После снятия блокады Ленинграда 15 февраля 1944 г. Волховский фронт был расформирован, а 10 апреля 1944 г. полковник медицинской службы А.А. Вишневский был назначен главным хирургом Карельского фронта, которым командовал Маршал Советского Союза К.А. Мерецков.
Объем хирургической работы в новой должности прибавился. Хирургам приходилось проводить уникальные для того времени операции при ранениях органов средостения, которые A.А. Вишневский выполнял под местной анестезией на фоне вагосимпатической блокады. Все пациенты с такими ранениями (23 бойца), которых оперировал главный хирург фронта А.А. Вишневский, выжили. Спектр вмешательств, которые он проводил, был обширен: лапаротомии по поводу проникающих осколочных и пулевых ранений живота, черепа, зашивание открытого пневмоторакса, извлечение пуль и осколков из легких, резекции суставов, вскрытие гнойников, операции на органах забрюшинного пространства, малого таза, на конечностях.
Операции проводили под местной анестезией. При гемотораксе проводили пункцию с аспирацией содержимого до соприкосновения листков плевры, что способствовало сращению на месте проникающего ранения, быстрому восстановлению функции легкого и предупреждало вторичное кровотечение. Для предупреждения нагноения в полость плевры вводили антисептики. Эмпиему плевры лечили тампонами с масляно-бальзамической эмульсией, дренированием по Бюлау и активной аспирацией гноя. Остаточные полости при хронической эмпиеме раскрывали и тампонировали. В тяжелых случаях проводили декортикацию легкого и торакопластику.
В те годы «шедеврами в медицине» считали вмешательства по поводу ранений сердца. Уникальными эти операции были потому, что такие раненые крайне редко попадали на операционный стол, поскольку умирали на поле боя от кровопотери или же их не довозили до медсанбата живыми. Всего за годы Великой Отечественной войны А.А. Вишневский провел 12 операций по поводу ранений сердца и перикарда.
В апреле 1945 г. командный состав бывшего Карельского фронта, включая руководство его медицинской службой, был переведен на Дальний Восток, где стал основой командования 1-м Дальневосточным фронтом.
Из книги «Рожденный временем, устремленный в будущее»